ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ
Жостовская роспись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов.
Промысел зародился в начале XIX века в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Изначально расписывали изделия из папье-маше, клееной бумаги и картона, но они были непрочными, и с развитием металлургии мастера перешли на роспись железных подносов.
Жостовские подносы расписывают яркими масляными красками, по традиции красочный состав разбавляют льняным маслом. Основной мотив — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Для нанесения рисунка используют мягкие кисти из беличьей шерсти — они позволяют сделать плавный и широкий мазок, который подходит для изображения лепестков и листьев.
Основу подноса покрывали черной краской - грунтовали, затем наносили специальный лак, от чего поднос становился гладким и блестящим. Когда черная краска и лак высыхали в печи, приступали к нанесению рисунка. Роспись традиционно исполняется в несколько приёмов:
- «Замалёвок» — художник намечает общий силуэт разбеленными красками, размечает расположение цветов и листьев.
- «Тенежка» — намечаются полупрозрачные тени цветов и листьев.
- «Прокладка — светлые места прокладывают плотными красками.
- «Бликовка» — на бутоны наносят белые блики, которые придают изображению дополнительный объём.
- «Чертёжка» — тонкие светлые линии очерчивают некоторые контуры.
- «Привязка» — в качестве элементов, соединяющих цветы с чёрным фоном, используют стилизованные веточки тёмного цвета.
После росписи подносы снова покрывали лаком и просушивали в печи, а затем натирали до зеркального блеска. Жостовские подносы изготавливали разных размеров и форм: круглые, овальные, прямоугольные и даже треугольные. И по сей день, они славятся своей красочностью.