ГЖЕЛЬ
Гжель — народный промысел, связанный с керамикой, роспись которой характеризуется синими узорами на белом фоне. Название получил от села Гжель в Московской области, где зародился промысел.
Первое упоминание о Гжели как о местности встречается в завещании Ивана Калиты почти 700 лет назад, в 1339 году. Благодаря месторождениям местных глин местные жители занимались гончарным производством.
В XVII веке Гжель официально признали источником ценной глины: тогда по указу царя Алексея Михайловича местные крестьяне начали поставлять сырьё для Аптекарского приказа. Глина из Гжели стала основой сосудов для лекарственных средств, а позже — для изготовления фарфора (это вид керамики, который не пропускает воду и газ, но просвечивает в тонком слое).
Через сто лет ремесло вышло на новый уровень: гончары освоили технику майолики, начали покрывать изделия глазурью и расписывать их яркими красками. А еще через 100 лет в деревне Володино появился первый завод по производству фарфора, основанный Павлом Куликовым.
В этот период сформировался узнаваемый стиль гжельской росписи — белый фон с синими цветочными узорами. Для этого используется специальная кобальтовая краска. До обжига она выглядит серой, и только после высокотемпературного воздействия раскрывается всей глубиной оттенков, превращаясь в узнаваемый синий узор. Главное правило — узор будущего изделия сначала тщательно продумывается, затем рисунок выполняют строго вручную, без трафаретов и шаблонов. Каждый мазок ложится на поверхность в нужном направлении, чтобы все они вместе создали целостную композицию. Каждый мастер создаёт свой узнаваемый сюжет росписи: букет или отдельный цветок, архитектуру, пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей.
Некоторые приёмы гжельской росписи:
- Кистевая роспись — мягкие, плавные мазки, в одном движении может соединяться несколько оттенков — от насыщенного синего до почти белого.
- Контурная роспись — тонкие линии, завитки, сетки и орнаменты, контуры прорисовывают самой тонкой кистью.
- Лесная техника — лёгкие, воздушные мазки, оставляя едва заметные переходы. Этот метод используют для изображения цветов, листьев, плавных растительных орнаментов.