БАЛАЛАЙКА И ГАРМОНЬ
БАЛАЛАЙКА
Сотню и даже две сотни лет назад балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у народа, а в дуэте с гармонью она звучала еще мелодичнее и ярче. Поэтому каждый россиянин и гость нашей страны с уверенностью заявит о том, что балалайка - символ России.
Этот струнный щипковый инструмент – родственник гитары, лютни и мандолины. Корпус у балалайки имеет треугольную форму и издали напоминает юбочку, из которой вытягивается длинный гриф. На нем натянуто только три струны, а иногда и две. Звучание этого инструмента происходит при помощи удара по струнам щипком или указательным пальцем. Бряцанье – это техника удара сразу по всем струнам. Некоторые музыканты пользуются для извлечения звука пластиковой каплей, которая называется медиатором.
Балалайка сегодня практически не используется в повседневной жизни русского человека. Она осталась только в оркестре русских народных музыкальных инструментов и русских народных ансамблях.
ГАРМОНЬ
Это духовой язычковый музыкальный инструмент. Гармонь состоит из трёх частей — правый полукорпус, левый полукорпус, меховая камера (растягивающее устройство). В основе меховой камеры - картонная папка, сложенная «гармошкой» на специализированном оборудовании. Меха (гармошку) можно растянуть или сжать. В это время внутри гармони двигается воздух. Воздух заставляет колебаться специальные голосовые металлические язычки, и издавать различные звуки. Звуки издаются, когда музыкант нажимает на кнопки (клавиши) и разводит или сводит меха. На правом и левом полукорпусах гармони есть кнопки для исполнения мелодии. Играть на гармони непросто – нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать кнопки-клавиши.
Родина этого музыкального инструмента до сих пор доподлинно неизестна, по одной из версий, первые гармони в Россию были привезены из Германии в 1830 году. А отечественное производство началось в Туле, в городе оружейников, где мастера быстро освоили новое ремесло. Тульские мастера не просто скопировали европейский инструмент, но существенно его усовершенствовали, адаптировав под особенности русской музыкальной традиции. Вскоре появились уникальные русские разновидности: тульская, саратовская, елецкая, ливенская, хромка – каждая со своим неповторимым тембром и характером звучания. Гармонь сопровождала все значимые события в жизни русской деревни — от свадеб и проводов в армию до праздничных гуляний.